Паспорт фасадов: нюансы оформления в Калининграде. Обзор rugrad. eu
В российском законодательстве нет федеральных постановлений о паспортизации фасадов. Есть только региональные, регламентирующие процесс получения этого документа. Такие региональные постановления создаются для тех городов, где крайне необходимо сохранять исторический облик. Это Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Новосибирск. Для Калининграда действует принятое еще в 2006 году постановление правительства Калининградской области «О содержании фасадов объектов капитального строительства на территории Калининградской области».
Паспорта фасадов в обязательном порядке требуются при постановке дома на капитальный ремонт. Весь новострой подлежит обязательной паспортизации. То же самое касается и домов, где, к примеру, проводится реконструкция помещения после вывода жилого помещения в нежилое коммерческое. По всем остальным объектам обычно работает принцип «пока гром не грянет», то есть пока не придет с проверкой инспекция.
С чего начать?
Паспорт фасадов должен содержать полную информацию о размерах фасадов, количестве, техническом состоянии всех архитектурных деталей с указанием их размеров, материалов, цвета. Помимо описания, в паспорт фасадов входят цветные чертежи, колерный лист и фотографии каждого фасада.
Изготовление паспорта фасадов состоит из нескольких этапов:
· Сбор необходимых документов (копия техпаспорта объекта, копии поэтажных планов и плана кровли или чердачных помещений на здание или сооружение).
· Фотофиксация фасадов.
· Обследование состояния отдельных элементов здания и архитектурных элементов.
· Изготовление цветных чертежей всех фасадов.
· Составление описательной части.
· Сбор готового Паспорта фасадов в две оригинальные прошитые копии.
· Согласование Паспорта фасадов в администрации города и комитете охраны памятников (только для объектов культурного наследия).
Самые сложные этапы – обследование состояния здания и изготовление чертежей всех фасадов. Выполнить эту часть работы может только специалист, обладающий определенными навыками, в том числе владеющий профессиональными программами. Как правило, собственники заказывают оформление паспорта фасадов в организациях, которые специализируются в изготовлении подобных документах:
«Самое трудоемкое в оформлении паспорта фасадов - это графическое изображение объекта, ведь, как правило, на эти объекты нет проектной документации. То есть, по сути, специалист начинает делать новый проект из того, что видит. Раньше при разработке паспортов фасадов возникали сложности и из-за большой доли субъективизма. Допустим, собственники здания хотят, чтобы здание было выдержано в одних цветах, проектанты хотят видеть другой цвет, а главный архитектор города – отличный от предыдущих. К большой радости всех, постановлением администрации Калининграда, принятым в августе 2014 года была утверждена цветовая палитра областного центра, и это сразу облегчило процесс разработки и согласования паспорта», - рассказал генеральный директор компании «Неостиль Проектирование» http://nppf.ru/ Артем Хачатурян.
Цена вопроса
По словам Артема Хачатуряна, большинство собственников не торопятся делать паспорт до тех пор, пока с проверкой не нагрянет административно-техническая инспекция. К слову, штраф за отсутствие паспорта фасадов для физических лиц составляет 3-4 тыс. руб., для должностных лиц — от 10 до 30 тыс. руб., а для юридических лиц — и вовсе до 500 тыс. руб.
«Согласование паспорта фасада осуществляется главным архитектором города в течение 1-2 недель, в срок не более 30 дней. Паспорт фасада необходим собственникам зданий, в том числе собственникам многоквартирных домов (фасад – предмет общедомовой собственности), для соблюдения требований по содержанию фасадов объектов капитального строительства, для проведения работ по ремонту и покраске в соответствии с колерным листом, который согласовывается в составе паспорта фасадов», - отметил председатель комитета архитектуры и строительства администрации Калининграда Артур Крупин.
«Разработка и согласование паспорта фасадов объектов капитального строительства, не являющихся объектами культурного наследия (ОКН), может занять от двух недель до полутора месяцев. Согласование паспорта, как правило, происходит довольно быстро, если в документе нет совсем уж вопиющих ошибок. В принципе, справиться с разработкой паспорта фасадов обычного дома могут даже студенты - архитекторы, владеющие программами и имеющие необходимые навыки. Что касается объектов культурного наследия, то здесь все гораздо сложнее, выполняется очень большая работа. Разработка и согласование такого паспорта иной раз может занимать и три, и четыре месяца. Целый месяц можно работать над одними только поправками к документу. Кроме того, в паспорте ОКН обязательно должна содержаться историческая справка, которую нужно заказывать в Госархиве. По вновь выявленным памятникам культурного наследия, к примеру, обычно вообще нет никакой информации.», - прокомментировал Артем Хачатурян.
Административно-техническая инспекция в первую очередь, как правило, проверяет паспорта там, где есть нежилые объекты, коммерческие помещения. В правительственном постановлении 2006 года указано, что иметь паспорта фасадов в составе первых должны собственники объектов нежилого назначения. Таким образом власти хотят перенести финансовую нагрузку с жильцов дома на владельцев коммерческих помещений. Чаще всего владельцы коммерческих помещений на первых или цокольных этажах жилого дома оформляют паспорт фасадов в складчину, не привлекая к этому процессу жильцов.
Стоимость разработки и согласования паспорта фасадов может составить от 10 тыс. рублей для самых простых, типовых фасадов до 100 тыс. рублей для уникальных фасадов домов, являющихся историческим наследием города.
«На сегодняшний день в Калининграде согласовано более четырех тысяч паспортов. Для нас неважно, будет ли собственник делать паспорт своими силами или обратиться к сторонним организациям. Нам важен только результат. Здание должно находиться в соответствии с обликом и колоритом города. Образец оформления паспорта фасадов есть на нашем сайте. Мы также готовы ответить на все вопросы граждан о паспортизации», - рассказала начальник отдела городской эстетики администрации Калининграда Наталья Лелет.
Ознакомиться с административным регламентом оформления паспорта фасадов можно поссылке.